March 25, 2023
Большой интерес для автомобилистов представляют гак называемые лодки типа «картоп» — жесткой, неразборной конструкции, пригодные для перевозки на верхнем багажнике легкового автомобиля. Перед разборными лодками «картоп» обладает известными преимуществами: большей надежностью и долговечностью, постоянной готовностью к спуску на воду. Кроме того, не требуется дорогостоящего трейлера.
Лодка на багажнике практически не снижает проходимости и маневренности автомобиля, однако она должна удовлетворять определенным требованиям. Суммарная масса лодки и багажника не должна превышать для «Жигулей» 50 кг и для «Москвича» — 40 кг. Погрузка такой лодки и снятие ее с крыши возможны без специальных приспособлений двумя людьми.
Согласно правилам ГАИ (см. с. 263), на автомобиле «Жигули» можно перевозить лодку длиной не более 3 м; предпочтительный размер 2,5—2,6 м. Узкую байдарку можно погрузить, не создавая помех водителю даже при ее длине до 4 м.
Наиболее просто решить поставленную задачу можно, изготовив лодку из легкого синтетического материала — термопласта типа полиэтилена или АБС-пластика. Длина подобных лодок, выпускаемых в Финляндии («Терхи-240»), Франции («Спортиак-2») и СССР («Дельфин»), составляет 2—2,5 м, ширина 1,15—1,30 м, масса 28—40 кг. Эти лодки пригодны для плавания двух человек на веслах, под парусом или с двухсильным подвесным мотором (рис. 112).
Для обеспечения остойчивости «картопу» придается предельная ширина — отношение длины к ширине часто оказывается менее двух; предпочитаются обводы в плане, близкие к прямоугольнику или овалу. Непотопляемость обеспечивается заполнением пространства между внутренним и наружным корпусами вспенивающимся пластиком — пенополиуретаном. Он же придает необходимую жесткость корпусу лодки.
Конечно, говорить о каком-либо комфорте на лодке-малютке не приходится, она может быгь использована лишь для рыбной ловли или кратковременных прогулок.
Сложнее спроектировать для перевозки на крыше автомобиля глиссирующую мотолодку. Масса и размерения таких лодок находятся на грани допускаемых величин. Удачная конструкция лодки такого типа — японская двухместная мотолодка-тримаран «Фламинго», имеющая размерения 2,6Х 1,25×0,7 м, массу 55 кг и скорость 35 км/ч при моторе мощностью 18 л. с. (рис. ИЗ).
1 В настоящее время трехколесная схема для катеров-амфибий запрещена техническими требованиями ГАИ, поэтому конструкция катера, аналогичного «Кристаллу», должна еще более усложниться.
Рис. 112. Полиэтиленовая лодка «Спортиак-2» с парусным вооружением. |
Длина — 2,5 м; ширина — 1,15 м; высота борта — 0,33 м; масса — 40 кг; вместимость — 3 чел. Площадь паруса —. 4 м!.
|
6 — теоретический чертеж. |
Первым и достаточно педспективиьда образцом отечественного <картопа» для серийного проиаводства является мотолодка сМэгылек» (рис. 114), проект которой разработан группой специал*стоз ЦКБ
Рис. 114. Мотолодка «Л’отылек» в трех конструктивных в pajurax. |
Длина наибольшая — 3 5м ширина наибольшая — • 1,4 м, высота борта HJ миделе — 0,53 м, масса с оборудованием — 5J KI грузоподъемность — 300 кг T — кормовая банка, 2 — штурвал, 3 — рукоятки дистанционного управления газом и реверсом, 4 —тент, 5 — пульт управления, 6 — ветровое стекл > 7 — носовая палуба 8 — носовая банка, 9 — средняя банка, 10 —> крышк! багажника, ;/ — подмоторная ниша
Посудам на подводных крыльях. Привлекает предусмотрзнная конструкторами возможность выпускать «Мотылек» по меньшей мере в четырех модификациях. Самая простая из них — «Мотылек-П», масса ее 45 кг, поэтому сна пригодна для перевозки на багажнике «Жигулей» и
«Москвича» (правда, длина лодки 3,5 м потребует установки дополнительной опоры на задний бампер автомашины). С 12-сильным мотором «Мотылек» развивает скорость до 30 км/ч, полезная нагрузка лодки 300 кг. На «Мотыльке» можно совершать и продолжительные выходы, использовать ее для отдыха в выходные дни и рыбалки.