May 31, 2023
TOC o "1-3" h z Дисковое отношение. Дисковое отношение греб — !
Ных винтов (отношение спрямленной площади всех лопастей к площади I
Диска винта) определяют исходя из условий прочности лопастей и от — i
Сутствия кавитации Для винтов, работающих в докавитационном ре — I жиме, дисковое отношение принимают в пределах А/Ад = 0,3л-0,6,
У сильно нагруженных высокооборотных винтов малого диаметра на I
Быстроходных катерах оно увеличивается до 0,6—1,2. Избыточная i
поверхность лопастей увеличивает сопротивление трения и снижает его КПД.
Форма контура лопасти. Для высокооборотных гребных винтов быстроходных катеров целесообразно применять винты с саблевидной формой лопасти, при которой увеличивается длина входящей кромки, лопасть расширяется на конце, благодаря чему уменьшается относительная толщина профиля поперечного сечения и опасность возникновения кавитации на наиболее эффективной, удаленной от ступицы части лопгсти. Винт с саблевидными лопастями имеет смысл также 5станавливать за кронштейном гребного вала или обтекателем угловой откидной колонки. У винтов тихоходных судов форма лопасти может быть глиптической.
Форма сечения лопасти. Наибольшее распространение получил сегментный плсско-выпуклый профиль, хотя для малооборотных гребных винтов тихоходных катеров можно применять более эффективные авиационные профили.
Однако вследствие утолщенной входящей кромки авиационный профиль при больших удельных нагрузках на лопасть начинает кавити — ровать при меньшей, чем с плоско-выпуклым профилем, окружной скорости. Для сильно нагруженных винтов быстроходных катеров находят применение также выпукло-вогнутые профили типа NACA 16, NACA 66 и др., которые отличаются более высоким КПД и имеют лучшие кавитационные характеристики, чем сегментные. Относительная толщина сегментного профиля — отношение толщины профиля б к ширине лопасти Ь — в данном сечении на расчетном радиусе винта, равном 0,6ЯШах> принимается обычно в пределах ЫЬ = 0,04-г-0,10.
Число лопастей. Двухлопастный винт обладает более высоким КПД, чем трехлопастный, однако при большом дисковом отношении весьма трудно обеспечить необходимую прочность лопасти такого
Винта. Поэтому наибольшее распространение на прогулочных лодках и катерах получили трехлопастные винты. Двухлопастные винты применяют на гоночных судах при малой нагрузке и на яхтах, где двигатель играет вспомогательную роль. В последнем случае имеет значение возможность установки винта в вертикальное положение в гидродинамическом следе амерштевня для уменьшения его сопротивления при плавании под парусами.
Четырех — и пятилопастные винты применяют чрезвычайно редко, главным образом на крупных моторных яхтах для уменьшения шума и вибрации корпуса.
Полировать или красить? Полировка лопастей винтов приводит к росту эффективного упора и пропульсивного КПД винта по сравнению с таким же винтом, но окрашенным. Так, например, для штатного винта с D = 0,24 м и Я = 0,3 м при движении лодки с мотором «Нептун-23» со скоростью 36 км/ч (о = 10 м/с) прирост эффективного упора за счет полировки винта составляет ДРе = 8 кг (см. гл. III), на что требуется затрата мощности &N = APev/75I]E = = 2 л. с, т. е. полировка гребного винта энергетически эквивалентна увеличению мощности мотора почти на 10%.
One Response to “Какой винт лучше?”