January 27, 2023
С увеличением мощности мотора повышается скорость Движения глиссирующей лодки, и следовательно, возрастают динамические силы, действующие на нее. Соответственно увеличивается опасность потери управляемости, опрокидывания или повреждения корпуса при ударах о волну.
Все это приводит к необходимости ограничивать мощность подвесного мотора, допускаемую к установке на тот или иной тип мотолодки. По американским стандартам BIA (аналогичные нормы приняты в СССР и скандинавских странах), допускаемая мощность определяется в зависимости от произведения наибольшей длины лодки L На максимальную ширину Втр по транцу. Если на днище имеются брыз- гоотбойники, действующие как скула или часть глиссирующей поверхности, то ширина транца замеряется по их рабочим кромкам. Мощность мотора определяется по полученной характеристике К = = 10,76LBTP в соответствии с табл. 1.
Но ограничение мощности еще не гарантирует безопасности эксплуатации мотолодки. Известны случаи, когда лодки теряли остойчивость или получали повреждения корпуса при соблюдении этих норм. Применяя специальные обводы корпуса, например, були, три — маранные обводы и т. п., конструктор имеет возможность существенно
Рис. 65. Схема дистанции, на которой испытываются катера на динамическую остойчивость по стандартам BIA: A — при Скорости от 30 до 38 км/ч; б — при скорости 41 и 49,5 км/Ч (на каждой дистанции ±4 км/ч). |
Повысить динамическую остойчивость мотолодки и безопасность эксплуатации с моторами большей мощности. Поэтому окончательное решение о предельно допустимой мощности принимается только после испытаний опытного образца лодки.
В США принята следующая методика испытаний. С помощью плавучих буйков размечается курс, по которому должна пройти лодка (рис. 65). Крутизна поворота зависит от максимальной скорости, измеренной заранее на мерной миле с мотором максимально допустимой мощности, объявленной фирмой, подготовившей лодку к серийному выпуску. Нагрузка лодки при испытаниях на динамическую остойчивость состоит из одного водителя, наполовину заполненных постоянных бензобаков и штатного оборудования на своих местах. Судно проходит курс при полностью открытом дросселе и оптимально откинутом подвесном моторе. При поворотах не должно быть кавитации винта, а на прямых участках — потери продольной устойчивости движения или раскачивания.
Судно должно совершить не менее трех пробегов по трассе в обоих направлениях. Если транец рассчитан на два мотора, то испытания повторяются и для этого варианта.
В последние годы ускорения, получаемые при проходе испытательного курса, замеряют и записывают с помощью инерциальных приборов. Приборы, скомпонованные в одном ящике, устанавливают на сиденье рядом с водителем. Во время испытаний на ленту записывают углы крена и дифферента, период бортовой и килевой качки, продольные колебания, появляющиеся в результате потери устойчивости движения, и величины вертикальных и боковых перегрузок.
Таблица I |
Максимальная мощность подвесного мотора для мотолодок, допускаемая по стандарту BIA-307—72
Лодки с высотой транца менее 508 мм без дистанционного управления (или эквивалентной высотой борта менее 508 мм в корме) |
Лодки с дистанционным управлением и высотой транца 508 мм (или эквивалентной высотой борта в корме)
Плоскодонные *лодки с острой скулой |
Прочие лодки |
До 39 — 42 43—45 46—48 38 |
Характеристика К’ — 1O,76LSTP, м |
49,5—56 Свыше 56 Свыше 56 Свыше 56
10 |
15 |
7.5 |
2/С—90 |
0.8А:—25 |
0,5/С—15 |
Более
Примечания I. При характеристике К > 56 значение мощности, определенное по таблице, округляется до Ближайшей цифры, оканчивающейся на 5
2 Для плоскодонных остроскулых лодок с характеристикой К < 56 мощность подвесного мотора уменьшается до значения, указанного в предыдущей графе таблицы
Существуют специальные нормы и для определения допустимой мощности подвесных моторов, устанавливаемых на катамаранах, состоящих из двух цилиндрических понтонов:
N = 2,94 VL л. с,
Где V — объем плавучести понтонов, м3} L — длина понтона, м", D — Диаметр понтона, м (или диаметр вписанной окружности в поперечное сечение, если оно не круглое). По этой же формуле определяют мощность мотора для надувных мотолодок.’
Для узких каноэ, байдарок и челноков установлены следующие пределы: при длине до 4,5 м допускается ставить мотор не более 3 л. с; От 4,5 до 5,5 м — 7,5 л. с. и при длине свыше 5,5 м — 7,5 л. с.