Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Какая будет скорость?

Posted on 16.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Рассчитать скорость проектируемого катера даже с такой невысокой точностью, как 5—10%, возможно лишь при наличии кри­вых сопротивления, полученных при испытаниях модели данного проекта или достаточно близкого прототипа.

Для предварительной оценки ходкости малых судов используются приближенные методы, два из которых предлагаются вниманию чита­телей. Оба метода разработаны по статистическим данным натурных испытаний большого числа малых судов и учитывают только основные факторы, влияющие на скорость.

Ожидаемую скорость водоизмещающего или полуглиссирующего катера можно оценить с помощью табл. 3. Вводными данными к расчету являются длина судна по ватерлинии, его водоизмещение и мощность двигателя. С помощью таблицы решается и другая задача — определе­ние примерной потребной мощности двигателя по заданной скорости. В процессе расчета может потребоваться интерполяция по длине катера или его водоизмещению. Например, следует подсчитать мощность дви­гателя, необходимую для движения со скоростью 20 км/ч катера длиной 8,5 м и водоизмещением 2 т.

Из таблицы находим необходимую мощность двигателя для кате­ров с длиной мрньше (7,6 м) и больше (9,2 м) заданной: при L =7,6 м мощность N = 42 л. с, при L = 9,2 м N = 32 л. с.

Разность длин

9,2 — 7,6= 1,6 м.

Разность мощностей

42 — 32 = 10 л. С

Потребная мощность при уменьшении длины судна на 1 м в рас­сматриваемом диапазоне длин:

10 : 1,6= 6,25 л. с.

Разность между длиной 9,2 и заданной длиной:

9,2 — 8,5 = 0,7 и.

Таблица 3

Скорость и мощность двигателя водоизмещакнцнх катеров

/J. JlHHa ПО конструктивной ватерлинии м

Водо — изме — щение, т

Тип кормы

Острая (типа каноэ,

Вельботная)

Транцева?

С плоским днищем

Транцевая с очень плоским днищем либо остроску — лыми обводами

Скорость, уз л

(км/ч)

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

(9,5)

(И)

(13)

(15)

(17)

(19)

(20)

(22)

(24)

(26)

(28)

0,5

1,0

1,7

2,9

4,7

7

10

12

14

17

19

22

1,0

1,8

3,6

6,6

10,8

16

20

24

28

33

39

44

6.1

1,5

2,6

5,7

И,0

17,0

24

30

36

43

50

58

67

2,0

3,1

8,0

15,0

22,0

32

40

48

57

67

77

89

3,0

3,7

12,0

24,0

33,0

48

59

72

85

100

116

134

2,0

2,4

0,0

10,0

17,0

Э4

42

ВО

БО

В8

78

7,6

3,0

3,0

6,5

15,0

26,0

37

48

61

74

88

102

115

4,0

4,0

8,7

22,0

36,0

50

64

84

100

117

136

155

5,0

5,0

12,0

28,0

46,0

65

85

105

125

146

170

196

1,5

1,6

2,9

4,9

7,4

11

15

23

31

37

43

50

2,0

1,9

3,6

6,4

10,4

15

22

32

42

50

58

67

3,0

2,5

5,0

9,7

17,0

26

36

48

62

75

87

100

9,2

4,0

3,0

6,4

13,0

26,0

37

51

64

83

100

116

133

5,0

3,3

7,7

16,0

32,0

46

66

80

104

125

145

167

6,0

3,5

8,8

19,0

39,0

56

79

96

125

150

174

200

8,0

4,0

11,0

26,0

51,0

74

105

128

166

200

232

267

Мощность двигателя для катера длиной 8,5 м JV= 32 + 6,25-0,7= 36,5 л. с.

В дгнксм методе учитывается только относительная длина судна и его относительная скорость Fr = V!-/GL Подразумевается, что обводы корпуса должны быть оптимальны для данного режима (см. с. 9) так же, как и значение призматического коэффициента полноты и положения центра тяжести по длине.

Какая будет скорость?

На рис. 91 приведены кривые для определения достижимой ско­рости чисто глиссирующих мотолодок и катеров с остроскулыми обво­дами длиной от 3,5 до 6 м. Кривые построены на основе испытаний большого числа мотолодок с подвесными моторами, но метод пригоден и для катеров, снабженных установкой с гребным винтом и рулем.

Рис. 91. График для предвари­тельной оценки скорости глисси­рующих мотолодок длиной 3,5— 6 м при заданной мощности подвесного мотора N (л. с), пол­ной массе судна D (кг) и ширине глиссирующего участка дни­ща В (см).

График позволяет учесть удельную нагрузку судна относительно мощности двигателя {DIN) и ширины глиссирующего участка днища (D/B). Под нагрузкой понимается полная масса судна с мотором, пасса­жирами и запасом горючего, а в качестве ширины В — ширина кор­пуса по скуле, либо расстояние между кромками продольных реданов, на которых ожидается глиссирование судна при данной нагрузке. В предварительных расчетах полезно занизить паспортную мощность подвесного мотора на 10—1596 — именно такова средняя эксплуата­ционная мощность большинства моторов.

При использовании этого метода надо еще учесть, что для полной отдачи мощности двигателя необходимо применять сменные гребные винты с оптимальным шагом. В противном случае полученная на прак­тике скорость может оказаться значительно ниже расчетной. Другой важный фактор — это оптимальная центровка судна для данной ско­рости, обусловливающая ходовой дифферент и смоченную поверхность днища. Даже если применены оптимальные мотор и гребной винт, неправильное положение центра тяжести по длине может оказаться причиной снижения скорости до 30—50% от получаемой по данному методу.

TITLE

TITLE