Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Как выбрать площадь парусности и тип вооружения?

Posted on 20.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

1

В настоящее время надежной методики расчета движу­щей силы, которую развивают паруса при данной силе ветра и курсе яхты относительно него, нет. Поэтому необходимую площадь парусности выбирают, рассматривая ее отношение к смоченной поверхности кор­пуса и водоизмещению судна. Первое характеризует определенным образом соотношение движ}щей силы и сопротивления воды на малой скорости, когда преобладает сопротивление трения; второе — их со­отношение в свежий ветер на предельной для данного корпуса скорости, когда сопротивление воды пропорционально водоизмещению судна.

Предварительно оценить необходимую площадь парусности для не­больших килевых яхт или швертботов можно по рис. 191, сопоставив их с данными по близким прототипам.

Кроме того, при определении площади парусности нужно принять во внимание остойчивость яхты, ее способность нести паруса. Для этого следует рассчитать коэффициент Дел. тнбуша — условный угол крена судна (в градусах)

Е_ 57,3Sffsp KD

Где 5 — площадь парусности, м2; Hs — плечо кренящего момента, рав — вое высоте центра парусности над ватерлинией плюс 40% осадки, и (рис. 193); h — метацентрическая высота, м; D — водоизмещение судна, кг; р =5 кг/м2 — условное давление ветра на парусе (ветер 4 балла).

S/J>*/3 s/Sl

Как выбрать площадь парусности и тип вооружения?

Длина по КВЛ, L,M

Рис. 191. Графики для предварительной оценки плошади парусности S яхты по величине ее водоизмещения D и смоченной поверхности £1 (швертботы и малые яхты).

1 — максимальные пределы для площади парусности; 2 — область рекомен­дуемых значений S; 3 — минимальное значение парусности для тихоходных

Лодок.

Коэффициент Делленбуша используется при сравнении остой­чивости проектируемого судна со средними значениями 6 для одно­типных яхт. Для яхт малых размеров, крен которых эффгктивно вы­равнивается экипажем, этот коэффициент в среднем равен 21—23°, для швертботов и компромиссов длиной 7—9 м — 15—17°. Напомним, что поперечная метацентрическая высота парусников обычно равна 0,9—1,2 м.

Малые яхты вооружаются преимущественно бермудским шлюпом с двумя треугольными парусами — гротом и стакселем. Площадь рабочего стакселя, который ставят в средний ветер, составляет от V3 до 4/10 общей площади парусности. В слабый ветер стаксель может быть заменен генуэзским с большей площадью, а в свежий — сменными штор­мовыми парусами, имеющими меньшую площадь и сшитыми из более прочной ткани.

Вооружение типа кэт с одним гротом (при парусности менее 7 м2) применяется только на парусно-гребных лодках и в качестве вспомо­гательных парусов на мотолодках (см. рис. 212). Шлюп отличается более низким положением центра парусности, обеспечивает хорошую маневренность лодки и позволяет нести оптимальную площадь па­русов в зависимости от ветровых условий. Характерные детали осна­стки небольшой яхты с вооружением типа бермудского шлюпа пока­заны на рис. 192.

Стаксель играет важную роль в создании силы тяги. Во-первых, он не имеет по передней шкаторине такого источника завихрений, как мачта, которая отрицательно влияет на работу грота. Во-вторых, благодаря ускорению потока воздуха в щели между стакселем и гротом увеличивается разрежение на подветренной стороне грота и предот­вращается образование здесь завихрений. В связи с этим в послед­ние годы конструкторы яхт стараются как можно больше увеличить площадь стакселя и тем самым распространить его влияние по всей высоте грота. В тех случаях, когда позволяет остойчивость судна И ширина корпуса для проводки стаксель-шкотов (см. с. 242), приме­няется оснастка с топовым стакселем, фал которого проводится на топ мачты. Традиционный тип оснастки с проводкой штага на верх­нюю четверть мачты получил название вооружение «3/4з или «’/» в за­висимости от положения точки крепления штага на мачте.

При топовом вооружении необходима мачта с большой жесткостью в ДП, так как в продольном направлении о3на подк7реплена только топштагом и ахтерштагом. При вооружении «3/4» или « /8» нужно ком­пенсировать реакцию штага, направленную вперед и стремящуюся изогнуть мачту. Для этого на небольших яхтах ставят ванты, отне­сенные в к2орму, или ромбованты, а на судах с площадью парусности более 20 м2 — бакштаги (см. рис. 196). Бакштаги проводят к бортам в корму примерно под тем же углом к мачте, что и штаг, и снабжают на нижних концах устройствами для попеременного выбирания или потравливания их при перемене галса.

В ряде случаев предпочтение отдается вооружению типа гуари с верхним рейком-гафелем, который при подъеме паруса устанавли­вается почти параллельно мачте. Достоинством такого вооружения является легкость рангоута, небольшая высота мачты, что удобно при плавании по рекам и водохранилищам. Такое вооружение, а также рейковое с четырехугольным парусом (см. рис. 213) целесообразно для небольших лодок, так как при необходимости короткие детали рангоута можно уложить в лодку.

Парусное вооружение, несмотря на его кажущуюся простоту, нужно проектировать. Так, излишняя тяжесть мачты ухудшает остой­чивость судна, а недостаточная прочность отдельных деталей может оказаться причиной серьезной аварии. Особое внимание необходимо уделять следующим элементам вооружения:

1) Рангоуту (мачта, гик, реек) с приспособлениями для крепления Парусов, стоячего такелажа и блоков.

2) Стоячему такелажу, служащему для раскрепления мачты, Приспособлениям для крепления его к корпусу и для натяжения тросов.

3) Бегучему такелажу — тросам для постановки парусов на мачте (фалы) и управления ими (шкоты).

4) Деталям для проводки бегучего такелажа — скобам, блокам, стопорам, лебедкам, уткам, вертлюгам.

5) Приспособлениям для уменьшения парусности — патент-рифу, Устройству для закрутки стакселя вокруг штага.


Как выбрать площадь парусности и тип вооружения?

Вант-путеяс; IS стаксель-шкот, 17 — рельо для блока стаксель-шкота;

19 — ползун с блоком стаксель-ш <ота

Рис. 192. Оснастка современной мини-яхты.

/ — тали для регулирования натяжения ах« терштага, 2 — ахтерщтаг, 9 — погон гика — шкота 4 — шкотовая лебедка; S — блок гика — шкота, 6 — алюминиевый гик, 7 — грот 8 — Оттяжка гика, 9 — мачта, 10 — патент риф; // — лебедка грота-фала 12 —’ стаксель, /3—• носовой релинг, 14 — талрепы вант, 15 —« 18 стопор ходового конца оттяжки гика;

TITLE

TITLE