March 29, 2023
С появлением в 1967 г. 20-сильных подвесных моторов встал вопрос о необходимости замены практически единственной тогда моторной лодки «Казанка», так как для эксплуатации с этими моторами она была уже непригодна. Вместо нее судостроители предложили вариант ранее популярной мотолодки МК-29 конструкции Э. Клосса, у которой фанерный корпус заменили металлическим. От МК-29 полностью заимствовали теоретический чертеж, с «Казанки» скопировали конструкцию корпуса — вот так и появилась более широкая и высокобортная (казалось бы, и более мореходная) МКМ, за постройку которой в 1967—1969 гг. взялись сразу семь заводов.
Теоретический чертеж МКМ был разработан с расчетом на эксплуатацию в основном с 10-сильным мотором «Москва», с которым МК-29, имевшая легкий 70-килограммовый корпус с фанерной обшивкой, развивала максимальную скорость до 30 км/ч. С нагрузкой три-четыре человека лодка шла в переходном к глиссированию режиме, поэтому, чтобы повысить ее гидродинамические качества, пришлось увеличить ширину днища и ограничить угол килеватости минимальной величиной (у транца — 4е). Выходу на глиссирование и снижению ходового дифферента способствовал также отгиб днища вниз у транца, величина которого на МК-29 и МКМ одинакова и составляет 8 мм.
Установка на ту же лодку вдвое более мощных двигателей «Вихрь» или «Москва-25» нежелательна. Хорошо известно, что катер с широким и плоским днищем глиссирует при минимальном угле атаки, а на МКМ действует еще и эффект отгиба днища. Поэтому при встрече даже с небольшой волной из-под низко опущенной скулы этой лодки вырываются тучи брызг и обрушиваются на пассажиров и водителя лодки. Попытки приподнять нос, придав лодке кормовую загрузку, эффекта не дают. Не помогают загрузка кормового топливного отсека и перемещение в корму поста управления. Оборудование же МКМ дистанционным управлением со штурвалом в носовой части кокпита у ветрового стекла еще более усугубляет этот недостаток. Лодка уже не только не Есплывает на встречную волну, а врезается в нее, теряя ход. Не удивительно, что, несмотря на большую ширгну и значительную остойчивость МКМ, случается опрокидывание лодок дгшюго типа: для этого достаточно на попутной или боковой волне сделать резкое движение румпелем.
Основной недостаток МКМ — отгиб днища у транца, если, конечно, не считать недостатков, присущих ей, как и любой лодке с плоским днищем малой килеватости. Нейтрализовать его действие — увеличить ходовой дифферент лодки — можно путем установки поперечного редана или носового подводного крыла.
Размеры и схема установки поперечного редана указаны на приводимом эскизе (рис. 139). Вырезать редан можно из листа дюралюминия либо другого достаточно жесткого алюминиевого сплава толщиной 1—1,5 мм. Обеим половинам редана придается легкая вогнутость, что достигается выколачиванием листа деревянной киянкой на песке или «вальцеванием» листа вокруг трубы. Ноговую кромку листа нужно заточить так, чтобы кромки плотно прилегали к обшивке. Планки, поддерживающие кормовую кромку редана и соединяющие обе его части на киле, могут быть сделаны из твердого дерева, текстолита или легкого сплава.
Перед установкой листы редана необходимо тщательно загрунтовать с внутренней стороны и покрасить, так как пространство между обшивкой лодки и реданом свободно сообщается с забортной водой. Крепежные винты должны быть стальными оцинкованными или из нержавеющей стали; применение крепежа из цветного металла вызовет коррозию листов. Крепление носовой кромки к днищу рекомендуется усилить проклеиванием эпоксидным клеем.
Подобный же редан можно изготовить сплошным — из пенопласта или дерева, приклеенных на зачищенный до блеска металл обшивки эпоксидным клеем. Снаружи такой редан после обработки необходимо оклеить двумя слоями стеклоткани.
Стреловидный редан должен воспринимать на ходу около 90% всей массы лодки; это следует учитывать при ее загрузке. Показанное на эскизе положение редана рассчитано на размещение водителя в передней части кокпита.
На лодке целесообразно установить также транцевые плиты с регулируемым углом атаки (см. с. 37).
Еще одно необходимое оборудование для серийной МКМ — скуловые брызгоотбойники, закрепленные на боргах на длине 1,95 м от форштевня. Сделать их можно из полосы 1,5 X 40 легкого сплава, прикрепленной к корпусу при помощи сплошного дюралевого угольника 20X20 или коротышей, нарезанных из него. Поверхность брызгоотбой — ников должна быть наклонена вниз под углом около 10° к горизонту для более эффективного отражения брызг.
Приведенные рекомендации в значительной степени уменьшают забрызгивание лодки МКМ на ходу, улучшают ее всхожесть на встречную волну. Еше более эффективной мерой будет установка носового
Рис. 139. Усовершенствованная лодка МКМ. |
/ — дуга тента малая; 2 — шарнир дуг тента; 3 — дуга тента большая; 4 — Кормовой полог тента; 5 — боковины тента; * — транцевые плиты; 7 — поперечный редан (дюраль); б == 1—2 мм; 8 — планка 25X20; 9 — винт М4; 10 — Обшивка днища; // — заклепка 4X10; 12 — носовая кромка редана; 13 — Угольник 20X20; 14 — брызгоотбойник 1,5X40.
Подводного крыла (см. с. 91). Однако изготовление и доводка такого устройства являются делом сложным, не говоря уже о том, что эксплуатация катера на крыле возможна не на каждой акватории.
Для уменьшения забрызгивания кокпита мотолодки МКМ при ходе на волне иногда увеличивают высоту борта с помощью установки съемных герметичных наделок-комингсов (рис. 140). Наделки свариваются из листов сплава АМг5 толщиной 1 мм. Каждая наделка крепится двумя специальными болтами к транцу и палубе у шп. 2. При необходимости их можно легко снять.
Сноса кокпит защищен от брызг стеклом, выполненным из плоского Листа плексигласа, устанавливаемого в пазы ксиингсов. При плавании на веслах стекло вынимается из пазов, весла вставляются в смещенные к носу уключины; грести можно, сидя на палубе.
Защищать кокпит лодки от забрызгивания в свежую погоду помогает также тент. Если лодкой управляют с помощью румпеля, совсем необязательно делать тент высоким и закрывающим весь кокпит.
Примерные размеры удобного тента показаны на рис. 139. Дуги тента откидываются на шарнире в сторону носа и укладываются перед
|
Рис. 140. Съемная |
Наделка-комингсы на |
Герметичная МКМ.
Ветровым стеклом. На ходу кормовой полог 4 закручивается в скатку и подвешивается к дуге 3 на тесемках, оставляя кокпит в корме свободным для управления лодкой. На стоянке кокпит может быть закрыт полностью, а высота под тентом достаточна для размещения на ночлег.
One Response to “Как устранить недостатки МКМ?”