March 29, 2023
Максимально допустимая грузоподъемность прогулочных и туристских судов обычно зависит от объема их корпуса. По правилам американской ассоциации BIA, например, объем корпуса вычисляется от киля до плоскости «статического плавания» SFP (рис. 61). Эта условная ватерлиния проходит через самую верхнюю точку форштевня и ниже каких-либо отверстий в корпусе, через которые в него может попадать вода. В случае если транец имеет вырез под мотор, плоскость «статического плавания» SFP2 проходит через верхнюю кромку транца. Если подмоторная ниша отделена от кокпита водонепроницаемой переборкой, то плоскость SFPX касается верхнего края переборки.
Для вычисления объема корпуса ниже этой ватерлинии его рассекают четырьмя поперечными сечениями, площадь которых до уровня SFP рассчитывается по правилу Симпсона или планиметрированием (в первом случае в качестве ординат берутся высоты сечений по ба — токсам, как показано на рис. 61). По этим площадям, также с помощью правила Симпсона или правил трапеций, вычисляется полный объем корпуса, из которого вычитается объем подмоторной ниши, если она есть. Заметим, что ниже уровня SFPЛ в переборке подмотор — ной ниши не должно быть никаких отверстий, кроме одного диаметром не более 76 мм для прохода тросов дистанционного управления.
Статической остойчивости на стоянке. Мал полезный объем корпуса — на катерах небольших размеров кокпит очень тесен. Наконец, чтобы получить сверхкритические характеристики, требуется очень мощ- |
В) I * |
Рис. 60. Обтекание корпуса «Морского ножа» первоначального проекта в носовой части (а); в корме (б) и снабженного «реверсорами» (в). |
Расчет допустимой нагрузки для лодки с подвесным могором осуществляется по следующей формуле:
где у — плотность воды; V — объем корпуса на плоскость SFP; Ог — масса лодки, включающая корпус и оборудование, постоянно в ней закрепленное
Грузоподъемность катера со стационарным вигагелем определяется по формуле
Q ( V V O J
Где G2 — масса катера с учетом массы двигателя и бензобаков, заполненных горючим. Пассажировместимость судна можно определить, разделив допустимую нагрузку Q3 на 100 кг.
Рис. 61, Схема обмера корпуса для вычисления его объема. |
О А 8 с и |
SFp — плоскость «статического плавания» при наличии подмоторной ниши; 8РР,—плоскость «статического плавания», если транец не имеет самоотливной подмоторной ниша
Массу пассажиров для лодки с подвесным мотором находят вычитанием из максимально допустимой нагрузки массы подвесного мотора (максимально допустимой для данного типа лодки мощности), массы заполненного бензобака и электростартерной батареи Например, объем корпуса мотолодки «Прогресс-2» по ватерлинию «статического плавания» равен 3,27 м3; масса корпуса — 170 кг; масса подвесного мотора «Вихрь-30» — 48 кг; масса бензобака — 22 кг и стар — терной батареи — 10 кг.
Таким образом, по правилам BIA, максимально допустимая нагрузка должна была бы составить
Qi = (3270 — 170) J = 620 кг,
А масса пассажиров, допускаемых к посадке в лодку: Спас = 620 — (48 + 22 + 10) = 540 кг или 540 : 100 = 5 чел.
В некоторых случаях пассажировместнмоеть небольших греб/И ‘
Ных лодок и мотолодок определяют по формуле п = — рт (£ — длина; В — ширина корпуса).
Однако окончательно пассажировместимость лодок устанавливается лишь после испытаний их остойчивости в непотопляемости
(см. ниже).