Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Как обеспечивается непотопляемость?

Posted on 13.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В настоящее время все заводы, выпускающие лодки и катера длиной до 6 м, должны обеспечивать их непотопляемость, т. е. способность судна оставаться на плаву в случае опрокидывания, зали­вания волной или получения пробоины в обшивке. Существует два решения этой проблемы. При первом — обеспечивается запас аварий­ной плавучести, достаточный для того, чтобы лодка после аварии сохраняла минимальный надводный борт и могла поддерживать на плаву людей, находящихся за бортом. При втором — корпусу придается дополнительная плавучесть, позволяющая судну сохра­нять прямое положение со всеми пассажирами на борту.

О,

Масса масса

Непотопляемость обеспечивается путем установки в корпусе блоков из пенопласта (стойкого к воздействию масла и бензина, не впитывающего воду и не разрушающегося от вибрации, тряски или колебаний температуры) либо герметичных воздушных ящиков, изго­товленных из некорродирующего материала. Необходимый объем блоков или ящиков подсчитывается с учетом того, что корпус лодки, двигатель и оборудование сами вытесняют определенный объем воды. Массу погруженной в воду лодки с мотором С3 можно определить по формуле

Gk + ОД + 0,690о

Где GK — масса корпуса; Gn — масса палубы и рубки; Оо закрепленного к корпусу оборудования и снабжения; Ga
Двигателя с трансмиссией и обслуживающими его системами; fej, Kt И Ад — коэффициенты плотности материалов корпуса, рубки и дви­гателя. Коэффициент /гд для подвесных моторов принимается рав* ным 0,55; для стационарных двигателей — 0,75. Значения коэффи­циентов Kt и K2 для различных материалов приведены в табл. 2; знай минус означает, что материал обладает избыточной плавучестью.

Таблица 2

Материал

Плотность, т/м1

Коэффи­циенты плотности *, и кг

Сталь

7,85

0,88

Алюминий

2,73

0,63

Стеклопластик

1,70

0,41

Бакелизированная фа-

1,10

0,10

Нера

0,63

—0,56

Дуб

Сосна, ель

0,56

—0,78

Авиационная фанера

0,55

-0,81

Кедр

0,33

— 1,95

Плавучесть блоков пенопласта (в кг) определяется по следующей формуле:

W = G+ 0,256л,

Где пл — масса всех пассажиров, допускаемых к посадке в лодку; в расчетах масса одного человека принимается равной 75 кг.

Если для создания запаса плавучести используют надувные ка­меры или воздушные ящики, то их объем V (в дм3) должен быть равен W, Если пенопласт, то необходимо учесть его собственную массу по фор­муле:

Где Y — плотность пенопласта, т/м3.

Приведенные формулы пригодны для первого случая обеспечения непотопляемости, когда пассажиры находятся за бортом.

Во втором случае обеспечения непотопляемости масса лодки с мо­тором в аварийном состоянии (погруженной примерно по линию борта) будет равна

Где KA = I — для подвесного мотора; KA 0,75 — для стационарной установки.

Коэффициенты плотности различных материалов

Необходимый объем пенопласта определяется по тем же форму­лам, что и в первом случае. Если требуется особо высокая надежность судна, рекомендуется выполнять воздушные отсеки плавучести в виде
вкладных герметичных ящиков или бачков. Отсеки, являющиеся Частью конструкции корпуса, по некоторым правилам (например, по американским стандартам BIA) в аварийном запасе плавучести не учитываются. Объем воздушных ящиков должен быть подсчитан с учетом обеспечения плавучести лодки при нарушенной герметич — носТр двух самых больших по объему ящиков.

Для обеспечения базопасности важно еще распределить запас рлавучести таким образом, чтобы в аварийном состоянии лодка Дер­жалась на воде в положении на ровный киль и сохраняла положи­тельную остойчивость. Иногда весь запас плавучести располагают в носовой части. При этом лодка, залитая водой, принимает почти

Как обеспечивается непотопляемость?

Рис. 68. Положение заполненной водой лодки при недостаточном объеме влоков плавучести в корме (а) и при правильном распределении блоков

Плавучести (б).

Вертикальное положение — тяжелый мотор разворачивает ее транцем вччз (рис. 68). Лодку в таком положении почти невозможно отбук- чировать на мелкое место: мотор может зацепиться за дно и оторваться от транца; пассажирам трудно удерживаться около лодки.

Если весь пенопласт размещается под пайолами лодки и ее зали­вает водой, центр тяжести оказывается расположенным слишком высоко и она переворачивается вверх килем. Теперь весь плавучий объем оказывается вверху и лодка имеет устойчивое положение, вы­вести из которого ее довольно трудно. Чтобы судно не оказалось в по­добной ситуации, запас плавучести необходимо распределить по бор­там и возможно ближе к палубе.

Американские правила постройки прогулочных лодок BIA реко­мендуют при расположении пенопласта под пайолами оставлять сред­нюю часть корпуса вдоль киля свободной. При такой конструкции образуется своеобразная балластная цистерна, которая во время ава­рии лодки заполняется водой и не дает ей опрокинуться при дальней­шем погружении. Такое расположение плавучего материала показано на рис. 69. Для того чтобы обеспечить аварийному судну положение на плаву без большого дифферента, 50% минимального запаса пла­вучего материала следует размещать в корме лодки — в пределах Ч3 Длины корпуса от транца, 25% — в передней части кокпита (треть длины), и еще 25% этого запаса могут находиться под пайолами и в других местах, не используемых для хранения снаряжения.

Благодаря использованию легких пенопластов — пенополиуре­танов, масса кубометра которых 40—80 кг, появились новые возмож­ности в создании непотопляемых лодок. Необходимый запас плаву­чести можно распределить равномерно по всей внутренней поверхности обшивки и палубы слоем толщиной 30—100 мм, защитив его тонким слоем стеклопластика. Таким путем удается обеспечить непотопляе­мость не только четырех-пятиметровых мотолодок, но даже килевых яхт, на которых масса балластного фальшкиля достигает 40—50% общей массы.

На металлических катерах длиной более 7 м непотопляемость обеспечивается, как и на больших морских судах, делением корпуса водонепроницаемыми переборками на ряд отсеков. Поскольку эти

Как обеспечивается непотопляемость?

Рис. 69. Рекомендуемая схема расположения блоков плавучести на

Мотолодке.

/ — кормовые блоки — 50% общего запаса плавучести W; 2 — блоки в перед­Ней трети кокпита — 25% W; 3 — плита под палубой; 4 — свободная от пено­пласта средняя часть корпуса под пайолами; 5 — пенопласт под пайолами (не более 25% W).

Катера имеют сплошные палубы, прочные рубки и герметичные люки, заливание волной им не страшно — опасность представляют лишь пробоины в подводной части. Переборки должны ограничивать коли­чество попадающей через пробоины воды и предотвращать ее распро­странение по корпусу. Это способствует уменьшению аварийного дифферента и сохранению остойчивости.

Практика показала, что переборки только в тех случаях бывают надежны, когда они действительно водонепроницаемы, т. е. не имеют отверстий и дверей, а выполнение этого требования создает неудоб­ства для экипажа и пассажиров. В прогулочном катере могут быть только две-три такие «глухие» переборки: форпиковая и моторного отсека (последних может быть две, если двигатель расположен в сред­ней части катера).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE