Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Электрооборудование Подвесного мотора

Posted on 20.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Магдино МН-1 на моторах «Прибой» и «Нептун» и МВ-1 на «Вихрях» снабжены генераторными катушками, наводимая э. д. с. к которых при наличии внешней нагрузки (лампочки сигнально-отли — чительных огней и т. п.) создает переменный ток. Мощность, отдаваемая катушками в сеть, при напряжении 12 В —5% составляет не менее 40 Вг при 5000 об/мин и не менее 25 Вт при 4250—4500 об/мин. В связи с этим мощность одновременно включаемых ламп не должна быть ниже мощности, развиваемой магдино. В противном случае лампочки могут перегореть По этой же причине не допускается поочередное включение и выключение отдельных ламп— все потребители электроэнергии должны включаться одновременно.

Бортовая сеть включается после запуска мотора, когда его частота вращения достигнет 1000 об/мин. Если установить выпрямитель типа ВУ-1 или ВУ-2, то можно использовать снимаемое напряжение для за| ядки.1кк}муляториой батареи. Полупроводниковый выпрямитель можег быть собран по мостиковой схеме из четырех диодов Д214—Д215 (годятся также Д231—Д234; Д241—Д248; Д8О4—Д305) (см. рис. 181).

Намоторах, матето которых не имеет специальных генераторных катушек («Ветерки», «Москва», «Вихрь» прежних выпусков), для пита­ния бортовой сети могут быгь использованы токи, возникающие в пер­вичной об?/отке катушки зажигания Схема подключения приведена на рис. 178.

Электрооборудование Подвесного мотора

Рис. 177. Полый болт с терморе­зистором.

Принцип работы этой схемы таков. Полный ток в первичной обмотке катушки зажигания дает пять импульсов (три одного направления и
два другого) Разрыв контакта прерывателя и пробой искрового проме­жутка свечи происходят в момент наиболее мощного импульса (третьего). Остальные импульсы в системе зажигания применения не находят и пред­ставляют собой побочное явление, поглощающее, однако, часть энергии. Задача заключается в том, чтобы, отделив бесполезно затрачиваемые импульсы тока от полезного импульса тока зажигания, использовать их для системы освещения.

Практически это можно осуществить применительно ко второму и четвертому импульсам (по направлению противоположным импульсу

_зажигания) с помощью полу­проводниковых диодов. Разница между вторым и четвертым им­пульсами заключается в том, что второй импульс существует в течение всего времени работы магнето и обычно затрачивается на бесполезный нагрев обмотки, а четвертый — при нормальной работе магнето отсутствует, так как цепь первичной обмотки в момент, когда он должен воз­никнуть, разомкнута прерывате­лями.

Таким образом, чтобы ис­пользовать второй импульс, его нужно отфильтровать от тока ча — жигания, а четвертый импульс — шунтировать цепью освещения контакты прерывателя на время протекания этого импульса.

В схеме, приведенной на рис. 178, а, все импульсы тока идут через прерыватель П до разрыва его контактов, минуя лампу Л, так как диод Д2 ра­ботает в запорном направлении. После разрыва контактов прерыватель остается шунтированным си­стемой освещения. Таким образом, здесь используется только чет­вертый импульс. Мощность, отбираемая по этой схеме, составляет 6 Вт при напряжении 12 В

В схеме, показанной на рис 178, б, используются оба импульса тока в катушке зажигания, поэтому она обеспечивает и вдвое большую мощность — 12 Вт Диод Д1 пропускает ток через прерыватель П, А диод Д2 препятствует прохождению тока зажигания через систему освещения. Диод Д1 должен быть рассчитан на ток 5 А, а диод Д2 — на 0,3—0,45 А. Обратное пробивное напряжение диодов должно находиться в пределах 300—350 В Пригодны диоды КД-202Ж, Д-204.

Электрооборудование Подвесного мотора

7/7 7/7

Рис. 178. Схемы отбора электро энергии для освещения от катушек зажигания.

Система освещения подключается к прерывателям панели магдино. Направление включения диодов выбирается опытным путем: если диод включен неправильно, пропадает искра в системе зажигания. Возможны два конструктивных решения системы освещения. Первая — поместить диоды в специа. к.ную вилку, подключаем} ю вмксте с лам­пой к штепсельным гнездам, смонтированным на поддоне мотора

Вторая — смоншровать колодку с диодами в удобном месте под ко­жухом мотора, а к гнездам подсоединять только лампочку.

Для моторов типа «Москва» со слабым постоянным магнитным полем маховика рекомендуется брать одчосвечевую лампочку на 6 В.

Моторы типа «Вихрь», имеющие магдино МГ-101А или МВ-1 с ге­нераторными катушками, могут быть оборудованы электростартером — необходимым дополнением к системе дистанционного управления мотором. Могут быть применены специальные стартеры СТ-353 или СТЛ-100ТВ (в последнем случае следует стартер дополнить контакто­ром ДКД-501) Иногда любители используют для этой цели более

Электрооборудование Подвесного мотора

Доступные стартеры СТ-351 от автомобиля «Запорожец», имеющие аналогичную конструкцию, но противоположное направление враще­ния (рис. 179). Этот стартер необходимо немного переделать.

Для изменения направления вращения якоря стартера нужно, не снимая башмаков с обмоткой со статора, поменять местами подсое динения начала и конца обмотки возбуждения. Затем следут изменить зацепление роликовой муфты. Деталь, показанную на рис. 179, 6, Отпскают нагревом до красного свечения и разрезают ножовкой по линии /—/. Затем отрезанную часть 1 протачивают и запрессовываю! на глубину 1,5 мм в часть 2 с другой стороны. Пазы 3 в деталях 1 и 2 Должны совпадать. Детали пропаивают латунью или припоем ПСр45 и затем закаливают. Пружину мфты заменяют на менее упругую.

Верхнюю часть корпуса стартера, приле1ающую к картеру мо­тора, на высоте 35 мм от верха подпиливают так, чтобы пусковое уст­ройство стартера располагалось слева (рис. 180), затем из стали тол­щиной 4—5 мм изютавливают кронштейны. Их размеры лучше всего подошать по месту так, чтобы стартер плотно приле1ал к картеру, а зубья шестерни и венца на маховике имели на достаточной глубине

Электрооборудование Подвесного мотора

Рис. 180. Расположение кронштейнов на корпусе стартера.

‘ — корпус; 2 и- кронштейн; Ъ — отверстия для крепления к фланцу картера

Рис. 181. Принципиальная схема электрооборудования мотора с электростартером.

/ — магдпно: 2 — катушка питания зажигания; It генератор­ная катушка; 4 — катушка зажигания; 5—выпрямитель ВУ-1; В — аккумуляторная батарея 6СТ42; 7 — стартер S— кнопке ЛСгопу 9 — кнопка «Пуск»

S 6

Электрооборудование Подвесного мотора

Правильное зацепление. После подгонки кронштейны приваривают к корпусу стартера, который при этом нужно охлаждать, чтобы не повредить обмотки возбуждения. Все неиспользованные приливы на верхней алюминиевой крышке стартера отпиливают.

На маховике мотора нужно проточить посадочное место для на — прессовки зубчатого венца. Венец изготавливают из стали 40, после чего поверхность зубьев закаливают по твердости HRC42—52. Число зубьев венца — 72, модуль — 2,5 (корригированный), угол профиля зуба 20е. Венец напрессовывают на маховик без дополнительной фик­сации. На валу стартера закрепляют шестерню с числом зубьев 11.

Зубья шестерни стартера должны входить в венец маховика с за­зором по торцу 1—2 мм, иначе при запуске будет слышен неприят­ный шум. Проверив зацепление, можно прокрутить двигатель, вывер­нув предварительно свечи зажигания. При этом контактор следует отрегулировать так, чтобы ток в обмотки стартера подавался только после того, как шестерня войдет в зацепление с венцом маховика.

Источником тока в системе служит аккумуляторная батарея 6СТ42 напряжением 12 В и емкостью 42 А-ч. Ее подзарядка осуществляется через полупроводниковый выпрямитель (рис. 181) от генераторных катушек магдино. При запуске пусковой ток достигает силы 180 А, поэтому сечение кабеля, подводящего ток от аккумулятора к стар­теру, должно быть не меньше 8,8 мм2, а длина его не должна превы­шать 1,5 м. Рекомендуется применять кабель БПВЛ в хлорвиниловой изоляции. Другая часть схемы монтируется проводом МГШВ-0,75.

При установке стартера катушки зажигания переставляют в дру­гое место. На поддоне мотора устанавливают дублирующие кнопки «Пуск» и «Стоп» (основные следует расположить на пульте управле­ния мотолодкой). Непосредственно к выходным клеммам аккумулятора или его отдельным банкам (в зависимости от напряжения применя­емых электроламп) может быть подключена бортовая сеть освещения или сигналыю-отличительных огней суммарной мощностью не бо­лее 40 Вт. Емкости батареи хватает примерно на 50 пусков двигателя.

Запуск холодного мотора производится с включенной системой подсоса топлива, поэтому желательно блокировать вилку включения стартера с тросиком обогащения или применить для этой цели соле­ноид, как это сделано на моторе «Москва-30».

TITLE

TITLE