March 25, 2023
Магдино МН-1 на моторах «Прибой» и «Нептун» и МВ-1 на «Вихрях» снабжены генераторными катушками, наводимая э. д. с. к которых при наличии внешней нагрузки (лампочки сигнально-отли — чительных огней и т. п.) создает переменный ток. Мощность, отдаваемая катушками в сеть, при напряжении 12 В —5% составляет не менее 40 Вг при 5000 об/мин и не менее 25 Вт при 4250—4500 об/мин. В связи с этим мощность одновременно включаемых ламп не должна быть ниже мощности, развиваемой магдино. В противном случае лампочки могут перегореть По этой же причине не допускается поочередное включение и выключение отдельных ламп— все потребители электроэнергии должны включаться одновременно.
Бортовая сеть включается после запуска мотора, когда его частота вращения достигнет 1000 об/мин. Если установить выпрямитель типа ВУ-1 или ВУ-2, то можно использовать снимаемое напряжение для за| ядки.1кк}муляториой батареи. Полупроводниковый выпрямитель можег быть собран по мостиковой схеме из четырех диодов Д214—Д215 (годятся также Д231—Д234; Д241—Д248; Д8О4—Д305) (см. рис. 181).
Намоторах, матето которых не имеет специальных генераторных катушек («Ветерки», «Москва», «Вихрь» прежних выпусков), для питания бортовой сети могут быгь использованы токи, возникающие в первичной об?/отке катушки зажигания Схема подключения приведена на рис. 178.
Рис. 177. Полый болт с терморезистором. |
Принцип работы этой схемы таков. Полный ток в первичной обмотке катушки зажигания дает пять импульсов (три одного направления и
два другого) Разрыв контакта прерывателя и пробой искрового промежутка свечи происходят в момент наиболее мощного импульса (третьего). Остальные импульсы в системе зажигания применения не находят и представляют собой побочное явление, поглощающее, однако, часть энергии. Задача заключается в том, чтобы, отделив бесполезно затрачиваемые импульсы тока от полезного импульса тока зажигания, использовать их для системы освещения.
Практически это можно осуществить применительно ко второму и четвертому импульсам (по направлению противоположным импульсу
_зажигания) с помощью полупроводниковых диодов. Разница между вторым и четвертым импульсами заключается в том, что второй импульс существует в течение всего времени работы магнето и обычно затрачивается на бесполезный нагрев обмотки, а четвертый — при нормальной работе магнето отсутствует, так как цепь первичной обмотки в момент, когда он должен возникнуть, разомкнута прерывателями.
Таким образом, чтобы использовать второй импульс, его нужно отфильтровать от тока ча — жигания, а четвертый импульс — шунтировать цепью освещения контакты прерывателя на время протекания этого импульса.
В схеме, приведенной на рис. 178, а, все импульсы тока идут через прерыватель П до разрыва его контактов, минуя лампу Л, так как диод Д2 работает в запорном направлении. После разрыва контактов прерыватель остается шунтированным системой освещения. Таким образом, здесь используется только четвертый импульс. Мощность, отбираемая по этой схеме, составляет 6 Вт при напряжении 12 В
В схеме, показанной на рис 178, б, используются оба импульса тока в катушке зажигания, поэтому она обеспечивает и вдвое большую мощность — 12 Вт Диод Д1 пропускает ток через прерыватель П, А диод Д2 препятствует прохождению тока зажигания через систему освещения. Диод Д1 должен быть рассчитан на ток 5 А, а диод Д2 — на 0,3—0,45 А. Обратное пробивное напряжение диодов должно находиться в пределах 300—350 В Пригодны диоды КД-202Ж, Д-204.
7/7 7/7 |
Рис. 178. Схемы отбора электро энергии для освещения от катушек зажигания. |
Система освещения подключается к прерывателям панели магдино. Направление включения диодов выбирается опытным путем: если диод включен неправильно, пропадает искра в системе зажигания. Возможны два конструктивных решения системы освещения. Первая — поместить диоды в специа. к.ную вилку, подключаем} ю вмксте с лампой к штепсельным гнездам, смонтированным на поддоне мотора
Вторая — смоншровать колодку с диодами в удобном месте под кожухом мотора, а к гнездам подсоединять только лампочку.
Для моторов типа «Москва» со слабым постоянным магнитным полем маховика рекомендуется брать одчосвечевую лампочку на 6 В.
Моторы типа «Вихрь», имеющие магдино МГ-101А или МВ-1 с генераторными катушками, могут быть оборудованы электростартером — необходимым дополнением к системе дистанционного управления мотором. Могут быть применены специальные стартеры СТ-353 или СТЛ-100ТВ (в последнем случае следует стартер дополнить контактором ДКД-501) Иногда любители используют для этой цели более
|
Доступные стартеры СТ-351 от автомобиля «Запорожец», имеющие аналогичную конструкцию, но противоположное направление вращения (рис. 179). Этот стартер необходимо немного переделать.
Для изменения направления вращения якоря стартера нужно, не снимая башмаков с обмоткой со статора, поменять местами подсое динения начала и конца обмотки возбуждения. Затем следут изменить зацепление роликовой муфты. Деталь, показанную на рис. 179, 6, Отпскают нагревом до красного свечения и разрезают ножовкой по линии /—/. Затем отрезанную часть 1 протачивают и запрессовываю! на глубину 1,5 мм в часть 2 с другой стороны. Пазы 3 в деталях 1 и 2 Должны совпадать. Детали пропаивают латунью или припоем ПСр45 и затем закаливают. Пружину мфты заменяют на менее упругую.
Верхнюю часть корпуса стартера, приле1ающую к картеру мотора, на высоте 35 мм от верха подпиливают так, чтобы пусковое устройство стартера располагалось слева (рис. 180), затем из стали толщиной 4—5 мм изютавливают кронштейны. Их размеры лучше всего подошать по месту так, чтобы стартер плотно приле1ал к картеру, а зубья шестерни и венца на маховике имели на достаточной глубине
|
Рис. 180. Расположение кронштейнов на корпусе стартера.
‘ — корпус; 2 и- кронштейн; Ъ — отверстия для крепления к фланцу картера
Рис. 181. Принципиальная схема электрооборудования мотора с электростартером.
/ — магдпно: 2 — катушка питания зажигания; It — генераторная катушка; 4 — катушка зажигания; 5—выпрямитель ВУ-1; В — аккумуляторная батарея 6СТ42; 7 — стартер S— кнопке ЛСгопу 9 — кнопка «Пуск»
S 6 |
Правильное зацепление. После подгонки кронштейны приваривают к корпусу стартера, который при этом нужно охлаждать, чтобы не повредить обмотки возбуждения. Все неиспользованные приливы на верхней алюминиевой крышке стартера отпиливают.
На маховике мотора нужно проточить посадочное место для на — прессовки зубчатого венца. Венец изготавливают из стали 40, после чего поверхность зубьев закаливают по твердости HRC42—52. Число зубьев венца — 72, модуль — 2,5 (корригированный), угол профиля зуба 20е. Венец напрессовывают на маховик без дополнительной фиксации. На валу стартера закрепляют шестерню с числом зубьев 11.
Зубья шестерни стартера должны входить в венец маховика с зазором по торцу 1—2 мм, иначе при запуске будет слышен неприятный шум. Проверив зацепление, можно прокрутить двигатель, вывернув предварительно свечи зажигания. При этом контактор следует отрегулировать так, чтобы ток в обмотки стартера подавался только после того, как шестерня войдет в зацепление с венцом маховика.
Источником тока в системе служит аккумуляторная батарея 6СТ42 напряжением 12 В и емкостью 42 А-ч. Ее подзарядка осуществляется через полупроводниковый выпрямитель (рис. 181) от генераторных катушек магдино. При запуске пусковой ток достигает силы 180 А, поэтому сечение кабеля, подводящего ток от аккумулятора к стартеру, должно быть не меньше 8,8 мм2, а длина его не должна превышать 1,5 м. Рекомендуется применять кабель БПВЛ в хлорвиниловой изоляции. Другая часть схемы монтируется проводом МГШВ-0,75.
При установке стартера катушки зажигания переставляют в другое место. На поддоне мотора устанавливают дублирующие кнопки «Пуск» и «Стоп» (основные следует расположить на пульте управления мотолодкой). Непосредственно к выходным клеммам аккумулятора или его отдельным банкам (в зависимости от напряжения применяемых электроламп) может быть подключена бортовая сеть освещения или сигналыю-отличительных огней суммарной мощностью не более 40 Вт. Емкости батареи хватает примерно на 50 пусков двигателя.
Запуск холодного мотора производится с включенной системой подсоса топлива, поэтому желательно блокировать вилку включения стартера с тросиком обогащения или применить для этой цели соленоид, как это сделано на моторе «Москва-30».