Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Что такое глиссирование?

Posted on 07.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Как уже отмечалось выше, при достаточно большой ско­рости и соответствующих обводах корпуса на днище катера начинают действовать значительные гидродинамические силы, уравновешиваю­щие часть массы судна или всю ее. Катер всплывает и скользит по поверхности воды. Схема основных гидродинамических сил, действу­ющих на корпус глиссирующего катера, показана на рис. 8.

Вода, ударяясь о днище (для наглядности в данном случае оно заменено плоской пластиной), разделяется на два потока. Один — основной поток перемещается к кормовому срезу днища; другой — в виде тонкой пелены брызг выбрасывается вперед. В точке С, где струи воды встречаются с поверхностью пластины под прямым углом, вся энергия набегающего потока превращается в гидродинамическое дав­ление, пропорциональное квадрату скорости катера V и массовой

Плотности воды р, т. е. р= т—

Zi

Часть воды, проходящая под пластиной назад, приобретает все большую скорость, а гидродинамическое давление на поверхности пластины соответственно падает. На кормовом срезе — у кромки транца давление равно атмосферному. Распределение давления по длине смоченной водой поверхности днища зависит от угла атаки а: при его увеличении точка приложения равнодействующей сил давления смещается к транцу, и наоборот. В поперечном направлении давление убывает незначительно, а на боковых кромках скул резко падает до атмосферного.

Результирующую действующего на днище гидродинамического давления А принято рассматривать как векторную сумму двух слага­емых — подъемной силы К, воспринимающей массу катера, и силы сопротивления воды движению катера R (см. рис. 10).

Резкое падение давления у скул глиссера приводит к образованию поперечного потока, который вырывается из-под боковых скул в виде характерных «усов». Наибольшей величины «усы» достигают в месте повышенных гидродинамических давлений — по линии встречи по­верхности воды с днищем катера. При круглоскулых обводах и от­сутствии брызгоотбойников «усов» практически не бывает. Растекаю­щаяся поперек днища вода поднимается по скруглению перехода днища к бортам, «прилипая» к ним. В результате глиссирующий кругло — скулый катер имеет большую смоченную поверхность и как слгдствие — более высокое сопротивление трения по сравнению с остроскулым корпусом.

Вследствие повышенных давлений под днищем за транцем глис­сирующего катера появляется волновая впадина, имеющая хорошо заметные боковые стенки-валики (рис. 9). Валики смыкаются далеко за кормой, образуя в месте встречи характерный подъем воды, назы­ваемый «петухом». За «петухом» идет кормовая группа расходящихся и поперечных волн. При достаточно большой скорости глиссирования волновая система, создаваемая катером, становится малозаметной.

Теоретически считается, что волновое сопротивление глиссера близко к нулю и основными составляющими силы R являются сопротивление трения днища о воду, брызговое сопротивление и сопротивление вы­ступающих частей (гребного вала, руля, кронштейна вала и т. п.).

Что такое глиссирование?

Рис. 9. Схема волнообразования при глиссировании.

/ *— брызговая пелена — «усы», вырывающаяся из-под скулы в зоне действия повышенного давления; 2 — волновые валики, ограничивающие впадину за кормой; 3 — впадина («яма») за транцем; 4 — «петух»; 5 — расходящаяся волна; 6 — гребень поперечной волны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE