May 31, 2023
Рассмотренная схема действия сил на корпус глиссирующего судна (см. рис. 8) соответствует идеальному случаю устойчивого движения, когда подъемная гидродинамическая сила проходит точно через центр тяжести глиссера и равна его массе. Однако в реальных условиях возможно нарушение устойчивости движения — возникают угловые периодические колебания корпуса катера в вертикальной плоскости, при которых угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно изменяются. Такое явление носит название продольной неустойчивости, или дельфинирования. Дельфинирование не позволяет использовать всю мощность двигателя для развития максимальной скорости, так как при этом возрастает общее сопротивление воды и
|
PHW 36. Дифферент и длина смоченной поверхности мотолодки нрн устойчивом движении катера (а) и дельфинировании (б).
Снижается эффективность работы движителя. Кроме того, затрудняется управление катером, ухудшается комфортабельность плавания.
Основная причина потери продольной устойчивости — несоответствие положения центра тяжести катера точке приложения гидродинамической подъемной силы по длине. Известно, что длина смоченной поверхности днища глиссирующего катера изменяется в зависимости от скорости и нагрузки, а точка приложения гидродинамической подъемной силы отстоит от транца примерно на расстояние 0,7LCM — средней смоченной длины днища. Тяжелые прогулочные суда продольной устойчивости обычно не теряют — длина смоченной поверхности корпуса достаточно велика и центр тяжести, как правило, располагается в пределах этой длины. Легкие гоночные суда, особенно с плоским широким днищем, глиссируют на очень коротком участке днища у самого транца, поэтому общий центр тяжести лодки оказывается расположенным в нос от передней границы смоченной поверхности. Под действием возникшего момента гидродинамических сил и силы тяжести корпус опускается на воду всем днищем. В результате мгновенно возрастает подъемная сила, причем точка ее приложения перемещается вперед — носовая часть снова выталкивается наверх (рис. 36). Дельфинирование характерно и для коротких прогулочных лодок с чрезмерно мощными моторами.
Единственный способ избежать явления дельфинирования на уже построенном катере — переместить центр тяжести вперед путем изменения положения тяжелого оборудования и снаряжения, мест водителя и пассажиров.
Аналогичное влияние оказывает и отгиб днища вниз у транца.
Однако в этих случаях приходится мириться с неизбежным увеличением смоченной поверхности, сопротивления трения и некоторым снижением скорости.
Для того чтобы избежать дельфинирования, при разработке проекта катера можно воспользоваться двумя графиками, приведенными на рис. 37. В первом из них (рис. 37, а), выполненном Д. Штольцем, показателем устойчивости хода является относительная центровка XglB в зависимости от коэффициента нагрузки Сд = D/B3 (здесь В —
0.5 |
I |
1,0 |
Гг. |
Рис. 37. Графики для оценки продольной устойчивости: а — зависимость Xg/B от коэффициента 0,628 Сд/р; б — зависимость Св/xg/B от относительной скорости FID.
Ширина глиссирующего участка днища, D — масса судна) и среднего угла килеватости днища р. В области, ограниченной двумя линиями, возможно как дельфинирование, так и устойчивый режим движения. Чем больше угол килеватости днища р1 и меньше нагрузка, тем ближе к транцу может быть расположен центр тяжести. Уменьшение ширины днища вызывает необходимость перемещения центра тяжести вперед.
Второй график (см. рис. 37, б) позволяет определить ориентировочную скорость, при которой можно ожидать потерю устойчивости, в зависимости от относительной центровки и коэффициента динамической нагрузки судна = D‘P -д-
Кроме вышеперечисленных на склонность к дельфинированию оказывают влияние и другие факторы. Например, на меньших скоростях теряют устойчивость относительно широкие и короткие корпуса, а также корпуса с подъемом днища вверх у транца и большим сужением днища в корме (отношением Втр/Вшах < 0,9). Вызвать дельфиниро- вание может большой развал надводного борта в носу и сильный встречный ветер, отрывающий носовую часть от воды. Определенным образом влияет на устойчивость также угол откидки подвесного мотора от транца или угол наклона линии вала на катере со стационарным двигателем.